Позвольте себе подарок
Выбор
и преподношение подарков уже давно является
одной из любимых тем для исследований человеческого поведения. Этим занимаются
и психологи, и антропологи, и экономисты, и тем более маркетологи. Все они
давно обнаружили, что дарить
подарки - это удивительно сложная и важная часть человеческого
взаимодействия, помогающая определить отношения и укрепить связи с семьей и
друзьями. Например, психологи говорят, что часто человек, делающий подарок, а не одариваемый
им, в действительности получает большее удовлетворение от подарка.
В
сложные времена, экономическая ситуация заставляет людей сокращать расходы до
покупок только необходимых вещей и урезать расходы во время праздников или
каникул и это разумно. Но при этом, психологи замечают, что полный отказ от
обмена подарками с
близкими на самом деле не такое уж и прекрасное решение. Эти эксперты
утверждают, что таким образом можно упустить важную и нужную связь с семьей и
друзьями.
“Не
правильно считать, что дарить
подарок равно - «оказать услугу»”,
- объясняет Эллен Джей Лангер, профессор психологии Гарвардского университета.
“Если я не позволяю кому-то сделать мне подарок, то, таким образом, я как бы запрещаю ему
думать о том, что мне нравится и, в действительности, не даю испытывать радость
от заботы. Вы оказываете людям медвежью услугу, не позволяя им дарить”.
Социальная
ценность преподнесения даров была признана на протяжении всей человеческой
истории, не смотря на культурные различия и интерпретации ритуалов.
Некоторые
исследователи считают, что и в давнюю бытность веков дарение подарков могло обеспечить
общинный и личный успех, обеспечить необходимый статус. Все это прослеживается
и в настоящее время. Возьмите хотя бы в пример, подарки на Свадьбу или подарки в качестве
приданого. Это ничто иное, как ритуальное действо, которому исчисляется не один
уже век.
Маргарет
Рукер, психолог из Университета Калифорнии в Дэвисе, замечает, что мужчины
обычно гораздо сознательнее и практичнее подходят к вопросам выбора подарков, которые они
дарят или получают, в то время как женщины в большей степени имеют тенденцию дарить
и получать подарки
с эмоциональной и символической значимостью.
Хотя,
надо отметить, что в нашей практике мы довольно часто и не только по
общепризнанным праздникам типа Нового года или 8 марта отмечали, что мужчин не
менее чем сам выбор волнует и оформление подарка. Их практически всегда заботит, какую
упаковку можно подобрать, какую открытку в дополнение ко всему приложить. Раньше
считалось, что в этом заинтересованы только девушки. Но, к счастью, сам процесс
дарения подарков со
временем осознается, как уникальный способ выражения себя и своего отношения к
дорогим и близким людям. Это зачастую самый эффективный путь, которым можно показать
существующий интерес или укрепить уже имеющиеся узы отношений.
Исследователи
также замечают, что наличие, пусть и условного, «списка» тех людей, которым мы
желаем дарить подарки
является важнейшим индикатором при формировании круга общения. Это говорит и
нам самим, и людям рядом с нами о том, кто для нас важнее, а кто менее важен.
В любом случае, наибольший эффект от подарка зачастую мы испытываем, даря сами, потому что таким образом ощущаем себя проявляющими внимание, заботу и любовь, что и является самым важным в этом ритуале.